vsumain (vsumain) wrote,
vsumain
vsumain

Categories:

Роботы! Нас окружили роботы!

Сегодня, как бы страшно не было это осознавать, нашу жизнь заполонили роботы. Все вокруг механическое и электрическое, все, что окружает вас дома, в машине, на работе, когда вы просто идете по улице. Ежедневно люди по всей планете создают новых существ из различных материалов, которые помогают нам в быту и работе. А в Воронеже таких изобретателей с малых лет взращивают в «Экспериментальной технической школе», которая была создана в июле 2014 года под патронатом группы компаний «АНГСТРЕМ». Робототехника все больше увлекает детей, и мы решили поговорить об этом явлении и не только с директором школы, Почётным работником общего образования Российской Федерации и просто интересным человеком Алексеем Викторовичем Федотовым.



«Наши интересы с ВГУ совпали…»
– С Воронежским государственным университетом мы сотрудничаем второй год. Изначально «Экспериментальная техническая школа» создавалась при полном содействии группы компаний «Ангстрем». Исторически ситуация сложилась так, что, переехав в Воронеж, я хотел реализовывать идею создания подобного учреждения. Мне предложили обратиться к Геннадию Чернушкину, потому что он необычный предприниматель. Я впервые в жизни встретил бизнесмена, которому интересно работать на благо детей и вкладывать деньги в развитие таких проектов. Я написал ему письмо, на которое он отреагировал, мы долго обсуждали. Первые наши попытки по техническому творчеству для ребят были на базе Дворца творчества детей и молодежи,которые, к сожалению, не были успешными. Тогда мы стали автономной некоммерческой организацией. Незадолго до этого мы познакомились с деканом факультета прикладной математики, информатики и механики ВГУ Александром Шашкиным и с одним из его заместителей Константином Федутиновым. Наши интересы пересеклись и совпали.


Алексей Федотов

«Мне важно, чтобы после занятий в нашей школе, у ребят был путь для реализации полученных знаний…»
– Мы интересны университету, а университет интересен «Экспериментальной технической школе». Факультет ПММ – очень мобильный, быстрый и активным. Мы в ту же секунду стали обсуждать сотрудничество. Я всю свою жизнь обучаю детей, и мне важно, чтобы после занятий в нашей школе у них был путь для реализации полученных знаний в их дальнейшем образовании. Мы не ставим каких-то ограничений, дети получают необходимые инженерные навыки и способности. С детьми в принципе нельзя говорить о конкретной специальности. Робототехника удачно в себе все объединяет: электронику, механику, программирование, электротехнику и многое другое. В ВГУ придут не случайные абитуриенты, а те, кто хочет именно программировать и уже имеет данные навыки, кто хочет заниматься наукой, особенно применять ее на практике. Пример тому проводимый совместно с Воронежским государственным университетом и ГК «АНГСТРЕМ» уже второй год фестиваль робототехнического творчества «РОБОАРТ».





«Я в жизни не встречал декана, который бы сказал: «А давайте ко мне в кабинет всех этих роботов поставим!»
– Случилась парадоксальная, на мой взгляд, ситуация, когда мы начали искать помещение в центре города. Факультет прикладной математики, информатики и механики ВГУ как заинтересованное лицо начал нам в этом помогать. С помощью ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого, нам было дано помещение, столовая, которая уже давно не использовалась, – помещению негоже простаивать. Пока совместными усилиями Воронежского государственного университета и группы компаний «АНГСТРЕМ» в здании проводился ремонт, мы занимались почти полгода в Главном корпусе ВГУ. Я в жизни не встречал декана, который разрешил бы разместить в своем кабинете детские конструкторы и коробки, полные запчастей и инструментов, который бы сказал: «А давайте ко мне в кабинет все поставим!» У меня был ключ от деканата ПММ, каждое воскресенье мы все складывали в шкаф Александра Ивановича.



«Мы не школа, где одна тема и один урок, у нас каждый ребенок двигается своим индивидуальным образовательным маршрутом»
– Теперь, когда ремонт закончен, у нас есть прекрасное помещение для занятий по адресу Фридриха Энгельса, дом №8. И это университетский центр роботехники – там уже начинают заниматься в том числе и студенты. Технология разновозрастного обучения у нас активно используется. В группах занимаются ребята с 9 до 15 лет. Когда маленькие видят рядом с собой старшего, они равняются на него, начинают очень быстро продвигаться в своей работе. Мы же не школа, где одна тема и один урок,  у нас каждый ребенок двигается своим индивидуальным образовательным маршрутом, он сам выбирает эту траекторию. Он чувствует свои силы, видит, что делают старшие и стремится быстрее что-то делать. Когда все придет к тому, что рядом окажутся студенты со своими работами, тогда будет всплеск идей и открытий.

«Важно, что ректор такого университета понимает миссию робототехники…»
– Если Дмитрий Александрович Ендовицкий сам приезжал на открытие - это показатель его заинтересованности, и того, что он понимает значимость нашей работы. Ежегодно на фестивале «РОБОАРТ» каждому ребенку он лично вручает призы и дипломы. Важно, что ректор такого университета понимает миссию робототехники.







«Мы не отставали в техническом плане от Запада никогда. Единственное в чем наша ошибка – это в использовании технологий…»
– То, чем мы занимаемся, к сожалению, вчерашний день. Формально мы должны собирать уже нормальных роботов. На Западе, к примеру, роботы уже не выбивают кегли, это закончилось 5-10 лет тому назад. Когда некоторые наши граждане заявляют, что мы отстали от Запада, то это попытка унизить себя, показать свою ущербность. Мы не отставали в техническом плане никогда ни от кого, это просто невозможно. Единственное, в чем наша ошибка – это в использовании технологий, мы делаем это либо медленно, либо неверно. Разрабатывать технически сложные устройства мы в состоянии, российская военная техника это подтверждает, а вот использовать технологии мы не умеем. Если школьники или студенты в Германии могут создать робомакет цеха на заводе и показать, как все это будет функционировать, то у российских детей, к сожалению, нет такой базы. Но наши роботы хоть маленькие и из конструктора, но они настоящие и программируются на определенные задачи. Сегодня робототехнику включают в обязательный учебный план, и это, к сожалению, ошибка, которая в свое время была сделана с предметом информатики в школах, когда это насаждается детям. Если вы гуманитарий, а вам говорят программировать и конструировать, то вам это будет неинтересно. Это насаждение доведет детей до того, что у них появятся плохие оценки, неуверенность в себе. Робототехника нужна, но не так! Это сфера дополнительного образования. Единственный выход смягчения ситуации – это кибернетическое искусство, и оно получает свое распространение именно в России. Это возможность объединить разных детей в одном проекте.



«Система профориентации в наших школах сейчас разрушена полностью…»
– У нас есть уже ребята, которые учатся в 10 классе, они ориентированы поступать на факультет прикладной математики, информатики и механики ВГУ, и я надеюсь, что ничего не поменяется. У них есть уже полное осознание того, зачем они пойдут туда учиться. Ребята чуть помладше тоже начинают думать об этом, но тут трудно говорить об этом гарантировано. Система профориентации в наших школах сейчас разрушена полностью. Если в советское время мы четко понимали, кто и куда пойдет учиться, была информация практически обо всех профессиях, не было таких проблем с самоопределением, то сейчас данная работа по информированию школьников не ведется практически никак. Сейчас уже известны профессии будущего, многие из них связаны с робототехникой, и ряд вузов России начинает готовить этих специалистов. К примеру, хирурги уже начинают проводить свои операции с помощью роботов, которые сделают все точнее.

«У нас даже дети этими проблемами занимаются!»
– Порой идеи наших ребят поражают! Настя Бутрина, которой 15 лет, изобретает сейчас прототип коляски для инвалидов. Работа идет очень долго, наверно уже год. Она уже отказалась от конструктора, детали для прототипа Настя создает на 3D-принтере, сама разрабатывает чертежи. Инвалиды в своих сегодняшних колясках не могут передвигаться по лестнице, это проблема, попытки ее решить есть, но Настю эти идеи не устраивают. Моя цель как педагога – просто ее подтолкнуть. Она стала продумывать, как быть: «Вот инвалид в коляске подъехал к лестнице, хорошо бы нажать кнопочку, и робоколяска повезла бы его по лестнице, которая перемещается и не падает». Так она придумала колесо с изменяемой геометрией, которое сворачивается уголочком. Здесь Настя уже столкнулась и с физикой – просчитывала центр тяжести, его смещение, чтобы коляска ни в коем случае не перевернулась. А следом вторая задача – вот инвалид спустился с лестницы на этих колесах, а на ровном асфальте на таких колесах не поедешь, иначе они будут припрыгивать, такое подойдет только для бордюра. Тогда Настя решила, что можно просто приподнять платформу и на маленьких колесах ехать дальше. Вице-премьер Ольга Голодец, когда посещала Воронеж и была на торжественном открытии нового общежития ВГУ, обратила внимание на работу Насти, и даже сказала ей: «Когда доделаешь свою коляску, обязательно приглашай». Я в тот момент стоял рядом, и услышал, как Ольга Юрьевна подметила: «У нас даже дети этими проблемами занимаются». Вот так наши ученики занимаются значимыми разработками для общества. А шестнадцатилетний Алексей Буев представил на фестиваль две работы: механическую руку, которая перенимает сигналы по Bluetooth и повторяет все движения, а вторая – собранный им самим 3D-принтер, на котором сейчас дома он сам может печатать различные детали для работы.



«Посла Японии было трудно чем-то удивить…»
– Ребята демонстрировали свои проекты не раз, когда ВГУ посещали различные значимые гости. Посла Японии Харадо Тикахито было трудно чем-то удивить, но когда ему показали дракона, который работает всего-то на одном двигателе, но эффектно машет своим хвостом и движет крыльями, открывает пасть, будто дышит огнем, то посол был в восторге. Технически грамотные люди понимают, что ребенок всего одним двигателем запустил эту систему шестерёнок. Университету всегда интересно показать свои проекты и труды, а я люблю, когда дети показывают свои работы.



«Когда упадет цена на 3D-принтеры, а это будет однозначно, мы сможем печатать любые детали сами…»
– В союзе с Областным центром образования, Областным центром работотехники, ГК «АНГСТРЕМ» и Воронежским государственным университетом мы добиваемся больших успехов. Фестиваль «Робоарт–2016» – этому показатель. Мы ожидали, что количество детей-участников будет в районе пятисот, а у нас вдруг в последний день регистрации оказалось более 800 только участников, а с ними еще и педагоги, которые принимали участие в мастер-классах и на круглом столе. Были задействованы большие силы – только студентов­-волонтеров ВГУ было около 150 человек: они и регистрировали, и судили на турнирах. Впервые на круглом столе обсуждались вопросы регионального развития робототехники, многие поделились опытом. Конкуренции здесь быть не может, каждая организация может выбрать свой индивидуальный путь. Мы открыто рассказывали, по какой траектории мы движемся сегодня, что конструкторы – это забава на еще несколько лет, что  когда упадет цена на 3D-принтеры – а это будет однозначно, – мы сможем печатать любые детали сами. Наш центр планирует приглашать студентов и всех желающих взрослых на курсы по разработке 3D-принтера. Купить такой аппарат через торговую точку выйдет в приличную сумму, но есть путь другой – собрать его. Масса людей готовы к такому, но не знают тонкостей, а они выложены все в свободном доступе. Имея свой 3D-принтер под рукой, мы можем подгонять необходимые для создания робота детали в любой момент, это упростит разработки ребят.







«Центр будет заниматься именно научными и инновационными разработками…»
– Работа Центра робототехники должна охватывать и школьников, и студентов. Всем будет интересно, если данный центр будет заниматься именно научными и инновационными разработками. Это одна из наших целей – наладить работу таким образом, чтобы школьники постепенно вливались в команду, где студенты уже создают свое. Актуально создание профильных лабораторий: промышленных роботов, робото-транспортных средств, кибернетического искусства. Когда ребенок уже будет определяться со своей будущей профессией, он уже будет заниматься не в разновозрастной группе, как это делается сейчас, а там, где студенты и школьники работают над общим проектом, например, созданием робота-марсохода. Эта проблема будет их объединять, они будут работать плечо к плечу, и это будет интересно всем.










       
Tags: Ангстрем, ВГУ, Воронеж, Воронежский государственный университет, Воронежский госуниверситет, Дмитрий Ендовицкий, Ендовицкий, РОБОАРТ, Чернушкин, Экспериментальная техническая школа, образование, робототехника, робототехническое творчество, роботы, студенты, университет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments